Среда, 18 Октября 2017

Публикации LegalNN

Вас проверяет ТРУДОВАЯ ИНСПЕКЦИЯ (Последние изменения по проверкам трудинспекции)

Основные положения Федерального закона от 18.07.2011 № 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» вступили в силу 1 августа текущего года1. Какие изменения в связи с этим претерпела процедура проведения проверок работодателей государственными инспекциями труда? И чего следует ожидать руководителям организаций?

  

Государственный надзор

 

Прежде всего подчеркнем, что Закон № 242-ФЗ был принят в целях обеспечения реализации базового Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

 

Дело в том, что п. 4 ст. 1 Закона № 294-ФЗ предусматривает, что при осуществлении отдельных видов государственного контроля (надзора) могут устанавливаться особые правила организации и проведения проверок, касающиеся вида, предмета, оснований, сроков, периодичности проведения проверок, а также уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры. Одним из видов государственного контроля (надзора), для которого такие особые правила предусмотрены, является федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (далее – федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства).

 

В итоге специальные правила организации и проведения проверок, которые с 1 августа 2011 года должны будут применяться при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства, установил Закон № 242-ФЗ.

 

Напомним, федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства реализуется федеральной инспекцией труда, которая представляет собой единую централизованную систему, состоящую из уполномоченного федерального органа исполнительной власти (в настоящее время Роструд) и его территориальных органов (государственных инспекций труда)2.

 

Федеральный государственный надзор за соблюдением работодателями трудового законодательства осуществляется в следующих основных формах:

·  проведение проверок;

·  выдача обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений;

·  составление протоколов об административных правонарушениях в пределах предоставленных полномочий;

·  подготовка других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ (абз. 2 ст. 356 ТК РФ).

 

Иными словами, проверки работодателей, которые проводят государственные инспекции труда, – это одна из основных форм федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства. 

 

Проверки, проводимые государственными инспекторами труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства, подразделяются на плановые и внеплановые. Они организуются на всей территории РФ в отношении любых работодателей (организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности и работодателей – физических лиц) (ч. 2 ст. 360 ТК РФ).

В настоящее время рассматриваемые нами проверки регламентируются следующими основными нормативными документами:

·  Конвенцией Международной организации труда от 11.07.1947 № 81 об инспекции труда в промышленности и торговле;

·  ТК РФ;

·  Законом № 294-ФЗ;

·  Положением о Федеральной службе по труду и занятости3;

·  Приказом Минэкономразвития России от 30.04.2009 № 141;

·  Методическими рекомендациями по применению должностными лицами Роструда и его территориальных органов положений Закона № 294-ФЗ при осуществлении надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права4.

Предметом проверки может являться:

·  соблюдение работодателем в процессе своей деятельности требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов о труде;

·  выполнение предписаний об устранении нарушений, выявленных в ходе ранее проведенных проверок;

·  выполнение предписаний о проведении мероприятий по предотвращению нарушений норм трудового права;

·  выполнение предписаний о проведении мероприятий по защите трудовых прав граждан (ч. 6 ст. 360 ТК РФ).

 

Как видим, соблюдение работодателем в процессе своей деятельности локальных нормативных актов, условий коллективного договора, соглашений и трудовых договоров в предмет проверок прямо не включено. Однако не следует забывать, что обязанность по их соблюдению возложена на работодателя ТК РФ (ч. 2 ст. 22 ТК РФ). Значит, в ситуации, когда имеет место несоблюдение по вине работодателя, к примеру, условий коллективного или трудового договора, неизбежно нарушаются и требования ТК РФ.

 

А потому соблюдение работодателем в процессе своей деятельности локальных нормативных актов, условий коллективного договора, соглашений и трудовых договоров все-таки может быть проконтролировано государственным инспектором труда в рамках проверки, предметом которой является соблюдение работодателем требований трудового законодательства.

 

Спектр причин

 

Как уже ранее было отмечено, к числу особенностей осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства относят специфические основания для проведения в отношении работодателей внеплановых проверок. Среди них в ч. 7 ст. 360 ТК РФ выделены следующие основания:

·  истечение срока исполнения работодателем выданного федеральной инспекцией труда предписания об устранении выявленного нарушения требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов о труде;

·  поступление в федеральную инспекцию труда обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, о фактах нарушений работодателями требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов о труде, в том числе требований охраны труда, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников;

·  поступление в федеральную инспекцию труда информации от органов государственной власти (должностных лиц федеральной инспекции труда и других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор)), органов местного самоуправления, профессиональных союзов, из средств массовой информации о фактах нарушений работодателями требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов о труде, в том числе требований охраны труда, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников;

·  поступление в федеральную инспекцию труда обращения или заявления работника о нарушении работодателем его трудовых прав;

·  поступление в федеральную инспекцию труда запроса работника о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте (ч. 1 ст. 219 ТК РФ); 

·  наличие приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) федеральной инспекции труда о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента РФ или Правительства России;

·  наличие приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) федеральной инспекции труда о проведении внеплановой проверки, изданного на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Как видим, спектр причин для проведения внеплановых проверок работодателей достаточно широк. Причем работник вправе пожаловаться в государственную инспекцию труда не только на нарушения его трудовых прав, но и на любые иные нарушения работодателем требований трудового законодательства, повлекшие возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников, что в конечном итоге может привести к внеплановой проверке работодателя.

 

Внеплановые выездные проверки

 

Не менее важные специальные правила определяют особенности организации внеплановых выездных проверок работодателей.

 

1)  В ряде случаев такие проверки могут быть проведены федеральной инспекцией труда незамедлительно, то есть без согласования с органами прокуратуры, но с обязательным их извещением в порядке, установленном Законом № 294-ФЗ.

 

Речь идет о ситуациях, когда внеплановая выездная проверка инициирована поступлением в государственную инспекцию труда обращений и заявлений граждан (в том числе индивидуальных предпринимателей), юридических лиц о фактах нарушений работодателями требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов о труде, в том числе требований охраны труда, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников, либо аналогичной информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, профессиональных союзов, из средств массовой информации (ч. 8 ст. 360 ТК РФ).

 

Напомним, в подобных случаях в органы прокуратуры в течение 24 часов заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении (либо в форме электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью) должно быть направлено заявление о согласовании органом федеральной инспекции труда с органом прокуратуры проведения внеплановой выездной проверки юридического лица (индивидуального предпринимателя) с приложенными к нему документами. Они рассматриваются соответствующим прокурором в день их поступления из государственной инспекции труда в целях оценки законности проведения внеплановой выездной проверки5.

 

2)  В некоторых случаях закон запрещает предварительное уведомление работодателя о проведении в отношении него федеральной инспекцией труда внеплановой выездной проверки.

 

Речь идет о следующих ситуациях (ч. 9 ст. 360 ТК РФ):

·  внеплановая выездная проверка проводится в связи с поступлением в государственную инспекцию труда обращений и заявлений граждан (в том числе индивидуальных предпринимателей), юридических лиц о фактах нарушений работодателями требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов о труде, в том числе требований охраны труда, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников, либо аналогичной информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, профессиональных союзов, из средств массовой информации; 

·  такая проверка организуется на основании обращения или заявления работника о нарушении работодателем его трудовых прав.

 

Следует помнить, что согласно ч. 1 ст. 357 ТК РФ в рамках внеплановой выездной проверки государственные инспекторы труда при наличии служебного удостоверения установленного образца вправе беспрепятственно в любое время суток посещать работодателей (организации всех организа-ционно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей – физических лиц).

 

Особенности проведения федеральной инспекцией труда проверок отдельных категорий работодателей устанавливаются Президентом РФ или Правительством России. Речь идет об организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти в области обороны, безопасности, внутренних дел, исполнения наказаний и управления использованием атомной энергии (ч. 10 ст. 360 ТК РФ).

 

И последнее. Работник может обратиться в государственную инспекцию труда с заявлением (жалобой) по вопросу нарушения его трудовых прав, уже находящемуся в производстве соответствующего органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора.

 

В этом случае государственный инспектор труда по общему правилу также вправе провести внеплановую выездную проверку и выдать работодателю подлежащее обязательному исполнению предписание, если выявит очевидное нарушение трудового законодательства или иных нормативных правовых актов о труде (ч. 2 ст. 357 ТК РФ). Такое право не возникает у государственного инспектора труда лишь тогда, когда вопрос, по поводу которого сотрудником подано заявление (жалоба), принят к рассмотрению судом или по нему уже имеется решение суда.

 

Выданное предписание может быть оспорено работодателем в судебном порядке в течение 10 дней с момента его получения работодателем или его представителем.

 

Остается лишь надеяться, что реализация рассмотренного нами Закона № 242-ФЗ в сфере действия норм трудового права обеспечит проведение проверок работодателей органами федеральной инспекции труда на основе принципов и правил, закрепленных Законом № 294-ФЗ.

 

Ссылки:

 

1 Статья 71 Федерального закона от 18.07.2011 № 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

2 Положение о Федеральной службе по труду и занятости, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 324; ч. 1 ст . 353 и ч. 1 ст. 354 ТК РФ.

3 Утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 324.

4 Утв. Приказом Федеральной службы по труду и занятости от 24.01.2011 № 14.

5 Пункт 12 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ; Порядок согласования в органах прокуратуры проведения внеплановых выездных проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утв. Приказом Генеральной прокуратуры РФ от 27.03.2009 № 93.


Автор:  Андрей Сомов, юрист, г.Москва
Источник:  Российская правовая газета "эж-Юрист"

 

Все Журналы



LEGALNN.ru business services
Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Бизнес-портрет


Юристы советуют

Аналитика
Собственники и менеджеры: особенности корпоративных конфликтов
Игорь Колтунов
Какую главную ошибку совершают владельцы бизнеса в работе с наёмными менеджерами? Какие действия наёмных управляющих напрямую влияют на безопасность бизнеса? Как определить, что наёмные менеджеры действуют в интересах владельцев? Отвечает Игорь Колтунов.
Как передать функции единоличного исполнительного органа индивидуальному предпринимателю
Игорь Колтунов
Многие бизнесмены задумываются о налоговой оптимизации, а их юристы - о законных способах такой оптимизации. Чтобы не было вопросов ни у руководства, ни у налоговой. Так вот одним из методов законной налоговой оптимизации является передача функций единоличного исполнительного органа в компании индивидуальному предпринимателю. Учитывая современные реалии, этот способ позволяет экономить немалые суммы. Детали - в детальном материале от Игоря Колтунова.





Консультации экспертов
Форум: сейчас обсуждается